Одним из наиболее значимых общешкольных дел, организованных самими учащимися, является традиционная образовательная ролевая игра “День самоуправления”.

Игра? Ролевая игра! По ролям, по правилам, в «день - наоборот». Нередко этот день в образовательных учреждениях становится “днём безделья”. Но только не у нас.

27 октября в нашей школе прошел День Самоуправления. Ученики старших классов полностью заменяли весь педагогический коллектив: от директора до классного руководителя. Старшеклассники поменялись социальными ролями со своими учителями и провели уроки сами, а на переменах для всех классов проводились музыкальные физкультминутки.

Накануне, директор школы Осотова Елена Петровна передала «Ключ знаний» и свою власть новому директору-дублёру ученику 10 «А» класса Сайдан Данилу. В этот момент новоиспеченные учителя и начали понимать, что проснувшись утром, они превратятся из простых учеников в руководителей всей школы и все, что им оставалось делать -  успокаивать себя в предвкушении завтрашнего дня. В роли учителя или воспитателя, заместителя директора или директора каждый из них ощутил груз ответственности на своих плечах, прочувствовал на себе, каково это, когда несколько десятков учеников внимательно смотрят на тебя и слушают. В такие моменты кажется, что нельзя давать власть эмоциям и неуверенности, совершать ошибки. Ведь что угодно может пошатнуть временный статус дублера учителя или дублера администратора школы.

l

r

Будучи десятиклассниками или учениками основной или начальной школы, ребята крайне редко задумываются об этом. Это приходит в последний момент и почти мгновенно овладевает всеми мыслями… в моменты, когда стоишь сам у доски с указкой в руке, невозможно думать о чем-то постороннем, есть только настоящее, только то, что сейчас. Есть дети, сидящие перед тобой, их неоднозначные взгляды, и волнения невозможно избежать, даже если "учитель" готовился к одному уроку всю неделю. 

В этот день профессия учителя открылась старшеклассникам с другой стороны..

Итак, как же прошел этот день? В повседневной жизни учителя - нынешние ученики были заранее разделены на классы «У» и «Ы». Ну а новые учителя тщательно подготовились к этому дню и взамен обычных уроков придумали нечто новое. Чем только не занимались на уроках наши новоиспеченные ученики, изучали и придумывали лайфхаки, знакомились со стилями одежды и модой, решали логические задачки, разгадывали владельцев знаменитых цитат и многим другим!

Конечно почти все дублеры справились со своей задачей на отлично. У некоторых из них в начале уроков был шум, болтовня и анархия, но они смогли обуздать непослушных учеников. Часть учеников тихо слушали с открытыми ртами новые для них уроки, а в конце даже хлопали. Ребята из других классов подходили к учителям-дублерам и говорили: "Жаль, что ты у нас не вел?" или "Почему ты не вел у нас все уроки?!"

И конечно же в этот день не обошлось без проблем. Самых непослушных учеников пришлось вызвать к директору и разбираться с ними по-взрослому…

Не обошлось и без шумных перемен. На них царили музыка, шум и гам, но заместители директора четко следили за учениками своей школы и контролировали обстановку как на перемене, так и на уроках.

Но как же уследить за всем происходящим в школе и не пропустить ни малейшей новости? Этот вопрос предусмотрели заранее, выбрав фоторепортеров и журналистов Дня самоуправления. На переменах вывешивались свежеизданные «газеты» с последними новостями, а фотограф пытался запечатлеть все уникальные моменты этого дня.

К концу дня наши молодые учителя-дублеры выглядели немного уставшими и растерянными; оказалось, что работать педагогом не так просто, как это кажется, когда сидишь за партой в учебном кабинете. Вот мнения детей:

Больше всего мне понравилось … многое: все понравилось; веселая атмосфера в школе; развешивать поздравления учителям; поздравление учителей; подготовка и выступление, мне кажется это нас сплотило; проводить уроки в младших классах; быть учителем; музыка на переменах; почувствовать себя в роли учителя; отношение детей к нам как к учителям; а не понравилось – много дел; некоторые «оторвы» классов.

Во время занятия я понял(а)… важные проблемы; что это очень интересно; это не так трудно как кажется; чувства учителя; быть учителем – это интересно; труд учителя – это тяжелый труд; ребятам понравились такие уроки; все дети разные, к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход; как это быть учителем; быть учителем – большая ответственность; трудно быть учителем; я отличный учитель; меня слушают и им нравится; как важна каждая минута дня; дети хорошо ведут себя на уроках; это сложно; как не легко поймать внимание учеников; что если ты сам не сделаешь, этого не сделает никто; это не легкая работа, что надо вкладывать душу; к каждому нужен свой подход.

Что ценного, полезного вы получили для себя? Общение с учениками младших классов; получила опыт в работе учителя; хорошее настроение, море эмоций, много внимания, из-за этого стеснение; как работать с начальной школой; опыт работы с детьми; ничего вроде; ценностей было много, сам праздник и был ценностью; уверенность в себе, ушло стеснение перед классом; относиться ко всему самостоятельно, зависеть только от себя; я стала больше уважать людей, которые учат нас; нужно иногда ставить себя на место учителя; опыт учительства; умение работать с детьми; опыт.

По окончании учебного дня состоялся педагогический совет, на котором были подведены итоги нелёгкого дня и власть наконец-то вернулась в руки настоящего директора. Ну а закончилось всё дискотекой «От 80-х до 2000-х», на которой и учителя, и ученики повеселились и отдохнули на славу. Учителя делились друг с другом впечатлениями о прошедшем дне. Все отмечали интересное, содержательное и творческое отношение детей в выборе номеров и их подготовки, ответственное отношение своих учеников к поручениям, яркость, юмор, смелость участников.

Вот так увлекательно и интересно прошел день самоуправления в День учителя в нашей школе! Взрослые ролевые игры не только интересны, но и полезны для детей и подростков, потому что они воспитывают ответственность и готовят ко взрослой жизни.
Организовать самоуправление в школе достаточно сложно, но зато в жизни учеников и учителей появилось общее дело, за успех которого в ответе каждый, кто взял на себя ответственность!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12